О центре

Объем средств, затраченных из окружного и федерального бюджетов на выполнение работ по расчистке поверхностных водных объектов в 2012 году на Ямале составил 110 млн рублей. Из них из федерального бюджета - 12,3 млн руб., из регионального - 97,7 млн рублей, сообщили 31 декабря в пресс-службе губернатора Ямало-Ненецкого АО.

В 2012 году министерство природных ресурсов Хабаровского края приступило к ликвидации химических отходов. Речь идет о ядохимикатах, удобрениях и пестицидах, которые остались от прекративших свою деятельность сельскохозяйственных предприятий.

13–16 апреля 2012 года в Санкт-Петербурге состоялась VI Всероссийская  конференция «Экология и производство. Перспективы развития экономических  механизмов охраны окружающей среды».
Одним из лауреатов конкурса «100 лучших организаций России. Экология и  экологический менеджмент» стало ООО «Фирма «Новая экологическая компания»  (член Гильдии экологов) Генеральный директор — Пономаренко Ирина Петровна Обстоятельный доклад  сделал заместитель председателя Комитета  по природопользованию и экологии Торгово-промышленной палаты, член Комитета  РСПП по экологической, промышленной и технологической безопасности, доктор  химических наук, профессор
Александра Соловьянов. Доклад был посвящен анализу новейших тенденций в нормативно-правовом обеспечении экологических  проблем промышленных предприятий и организаций.
Соловьянов сформулировал некоторые общие тенденции государственной политики  в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности:
1. Регулярные преобразования природоохранных органов.
2. Ужесточение требований к предприятиям, оказывающим негативное воздействие  на окружающую среду.
3. Попытка достижения консенсуса между органами государственного управления  и предприятиями, оказывающими воздействие на окружающую среду.
4. Попытка децентрализации управления в области охраны окружающей среды и  обеспечения экологической безопасности.
5. Ориентация на внедрение международных (европейских) подходов к управлению  в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Соловьянов далее сформулировал основные требования, выдвигаемые к природоохранной нормативно-правовой базе предпринимателями. К числу этих требований относятся:
1. Понятные, логически и экономически обоснованные «правила игры»  (нормативно-правовая база), соответствующие социально-экономическим условиям и научно-техническому уровню развития.
2. Разумное число административных ограничений — требований к осуществлению хозяйственной деятельности.
3. Преемственность и последовательность в развитии нормативно-правовой базы.
4. Возможность конструктивного диалога с органами представительной и исполнительной власти при подготовке новых нормативно-правовых актов.
5. Возможность защиты своих интересов в суде от произвола органов государственного управления на любом уровне.
6. Низкая коррупционноемкость.
Общее состояние российской природоохранной нормативной базы, по мнению
Соловьянова, оставляет желать лучшего. Причины этого он обозначил так:
1. Изменения политического курса, неоднократные преобразования системы органов государственного управления.
2. Низкая «прозрачность» принятия управленческих решений, отсутствие конструктивного диалога с хозяйствующими субъектами.
3. Подавляющее преобладание экономических интересов при принятии управленческих решений.
4. «Вымывание» профессиональных кадров из органов государственного управления и организаций — разработчиков нормативно-правовых документов.
5. Ориентация на принятие «рамочных» законов вместо законов прямого действия.

Германия не будет вывозить отходы с атомных электростанций за рубеж для их последующего захоронения, заявила канцлер ФРГ Ангела Меркель на заседании Христианско-демократического союза (ХДС). "Наши отходы останутся у нас", - подчеркнула Меркель, добавив, что Германия должна сама решить вопрос ядерных отходов, передает Deutsche Welle. Заявление канцлера прозвучало на фоне информации, что правительство ФРГ якобы намерено внести в законодательство поправки, разрешающие захоронения атомных отходов за рубежом.

Громкий скандал заставил японцев снова вспомнить о трагедии на АЭС "Фукусима-1".

16 марта глава ООН представил делегатам 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН доклад «Жизнеспособная планета жизнеспособных людей: будущее, которое мы выбираем», подготовленный Группой высокого уровня по глобальной устойчивости.

«Сегодня необходимо мобилизовать мир в поддержку экологически устойчивого мироустройства с гарантиями благополучия человечества и с сохранением планеты для будущих поколений», – заявил Генсекретарь ООН, выступая на Генассамблее. Он призвал государства сообща работать над претворением такой концепции в жизнь. «Видение группы – искоренение нищеты и сокращение неравенства, обеспечение всеохватывающего роста, более устойчивого производства и потребления при одновременной борьбе с изменением климата и соблюдении ряда других правил по защите планеты», – об этом заявил Пан Ги Мун. Документ содержит 56 рекомендаций, адресованных правительствам, частному сектору, международным организациям, в том числе – ООН. Глава ООН призвал государства тщательно изучить рекомендации и приступить к их выполнению. Он подчеркнул, что особенно важно иметь в виду четыре момента: во-первых, исходить из того, что вопросы продовольствия, воды и энергетической безопасности неразрывно связаны между собой и должны решаться месте. Во-вторых, изменить подход к измерению прогресса, который сейчас оценивается по росту валового внутреннего продукта. В-третьих, доклад предлагает повысить эффективность международной институционной архитектуры. «Я настоятельно призываю государства взглянуть на недостатки нынешних органов и процессов и дать новый старт – через новые или реформированные механизмы, которые интегрируют три компонента устойчивого развития – экологический, социальный и экономический. В-четвертых – авторы доклада призывают все стороны к партнерству.

Центр новостей ООН
В соответствии с поручением Губернатора края В.И. Шпорта министерство природных ресурсов края продолжает мониторинг содержания специфических загрязняющих веществ в атмосферном воздухе г. Комсомольска-на-Амуре.

27 марта в Сеуле состоялся Второй саммит по ядерной безопасности, посвящённый национальным мерам и международному сотрудничеству в области укрепления физической ядерной безопасности.В Саммите приняли участие около 50 мировых лидеров, в том числе президенты России, Китая и США, а также руководители международных организаций. На пленарном заседании саммита по ядерной безопасности выступил Генсекретарь ООН Пан Ги Мун. Он изложил пять направлений укрепления ядерной безопасности: 1) укрепление архитектуры безопасности, что означает наличие соответствующих законов и правил; 2) пресечение финансирования терроризма; 3) более жесткий контроль над расщепляющимися материалами, которые могут быть использованы для производства бомбы; 4) в свете ядерной аварии на АЭС в Фукусиме, необходимость укрепления физической ядерной безопасности; 5) дальнейшие шаги в области ядерной безопасности. По итогам Саммита принято «Коммюнике Сеульского саммита по ядерной безопасности 2012 года», в котором главы делегаций подтвердили приверженность решениям Вашингтонского саммита 2010 г., направленного на укрепление физической ядерной безопасности и снижение угрозы ядерного терроризма, а также общим целям в сфере ядерного разоружения, ядерного нераспространения и мирного использования атомной энергии. По итогам встречи президентов Казахстана, России и США относительно сотрудничества на бывшем Семипалатинском испытательном полигоне было принятое совместное заявление относительно трёхстороннего сотрудничества на бывшем Семипалатинском испытательном полигоне. В тот же день Дмитрий Медведев провел пресс-конференцию по итогам саммита по ядерной безопасности.

Владимир Путин подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды».

Текст Указа:

В целях обеспечения права каждого человека на благоприятную окружающую среду постановляю:

1. Провести в 2013 году в Российской Федерации Год охраны окружающей среды.

2. Правительству Российской Федерации обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года охраны окружающей среды.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого в Российской Федерации Года охраны окружающей среды.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

 Источник: http://президент.рф

20 марта в ходе заседания Правительства Москвы были подведены итоги деятельности в сфере охраны окружающей среды за 2011 год и определены задачи на 2012 год. Мэр Москвы Сергей Собянин отметил, что охрана окружающей среды является одной из приоритетных задач для столичного Правительства. В этой связи он попросил доложить о результатах деятельности Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы за 2011 г. и задачах, стоящих перед ведомством в 2012 году. С докладом выступил руководитель Департамента А.Кульбачевский. Он напомнил, что в 2011 г. была проведена работа по изменению концепции экологической политики Москвы и перестройке работы Департамента, в том числе в свете принятия исторического решения о расширении границ Москвы, передачи в управление лесных участков лесопаркового защитного пояса и подписания соглашения с Минприроды России об участии Москвы в обеспечении функционирования национального парка «Лосиный остров». Он остановился на проблемах: загрязнения атмосферного воздуха, прежде всего от автотранспорта; озеленения; ввоза, сбора и незаконной торговли редкими исчезающими видами; выдаче охотничьих билетов; организации и существования ООПТ; взаимодействия с Рослесхозом по вопросам организации охраны и защиты, использования лесов, расположенных на территории Московской области; шумового воздействия; качества вод в водоемах города; отходов производства и потребления; экологического образования и т.д. В заключение своего выступления А. Кульбачевский отметил, что в 2011 г. Департамент израсходовал на проведение природоохранных мероприятий 7,342 млрд. рублей. В 2012 г. финансирование мероприятий в сфере охраны и повышения качества окружающей среды города увеличено в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 1 ноября прошлого года № 515 и составляет более 8 млрд. рублей.

12 мая аудиторы Бюро Веритас провели надзорный аудит системы менеджмента качества АНО «ЭКОТЕРРА».По результатам аудита система менеджмента качества АНО «ЭКОТЕРРА» продемонстрировала соответствие требованиям ISO 9001:2008

На конец 2011 г. в рамках Схемы зеленых инвестиций Чехии удалось найти финансирование более чем для 50 тысяч проектов на сумму 424 млн. евро. Так небольшая европейская страна более чем на 80% выполнила свой план по привлечению экологических инвестиций и уже направила на финансирование экологических проектов более половины привлеченных средств. Тем временем Россия продолжает терять возможности для инвестирования в климатические проекты. До настоящего времени Россия с ее огромным количеством свободных квот запечатлелась на «киотском» рынке крайне невыразительно. Оборот на мировом углеродном рынке уже превышает 150 млрд. долларов США в год (без учета смежных рынков технологий, услуг и т.п.), а доля России – менее 0,1%. rusecounion.ru

Президентом РФ 30 апреля 2012 утверждены Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года

Основами определяются:

  • стратегическая цель и принципы государственной политики в области экологического развития(раздел II);
  • основные задачи государства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности (раздел III) и
  • механизмы их реализации (раздел IV).
Стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности (п.7).В п.9 определены основные задачи государственной политики, направленные на достижение стратегической цели.
  • формирование эффективной системы управления, предусматривающей взаимодействие и координацию деятельности органов государственной власти;
  • совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности;
  • обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий;
  • предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду;
  • восстановление нарушенных естественных экологических систем;
  • обеспечение экологически безопасного обращения с отходами;
  • сохранение природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира;
  • развитие экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
  • совершенствование системы государственного экологического мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, а также изменений климата;
  • научное и информационно-аналитическое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности;
  • формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания;
  • обеспечение эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности;
  • развитие международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Применительно к каждой задаче предусмотрены механизмы реализации государственной политики (п.п.10 - 22). Государственная политика в области экологического развития осуществляется в соответствии с планом действий по реализации рассматриваемых Основ, утвержденным Правительством РФ (п.24).
 28 марта Межправительственная группа экспертов по изменению климата представила новый Доклад, суть которого сводится к тому, что изменение климата приводит к экстремальным погодным условиям во многих регионах мира, которые, в сочетании с социальной уязвимостью общин, могут обернуться катастрофой. Авторы доклада отмечают, что в одних случаях волны экстремальной жары и другие рекордные показатели температуры, связанные с изменением климата, приводят к катастрофам, а в других – нет. Многое зависит от политики государств, направленной на предотвращение и смягчение последствий стихийных бедствий, а также от их готовности к немедленным действиям по спасению и усилиям по восстановлению. В докладе отмечается, что на развивающие страны приходится 95% всех случаев гибели людей от природных катастроф, имевших место в период с 1970 по 2008 гг. Авторы доклада полагают, что в XXI в. во многих регионах будет увеличиваться частота сильных осадков. Они не исключают роста частоты экстремально высокой и низкой температуры в XXI в. в глобальном масштабе. С вероятностью от 90% до 100% волны жары будут более продолжительными, более частыми и более интенсивными в большинстве районах мира. В течение столетия повысится средняя скорость ветра при тропических циклонах, известных также как тайфуны или ураганы, но это будет иметь место в бассейнах не всех океанов. Общее число циклонов, вероятно, уменьшится или останется на нынешнем уровне. Ученые со средней долей вероятности полагают, что в ближайшее столетие усилится засуха в странах Южной Европы, Средиземноморского региона, Центральной Европы, Центральной Америки и в Мексике, на северо-востоке Бразилии и в Южной Африке. Центр новостей ООН
Президентом РФ 30 апреля 2012 утверждены Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 годаОсновами определяются:
  • стратегическая цель и принципы государственной политики в области экологического развития(раздел II);
  • основные задачи государства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности (раздел III) и
  • механизмы их реализации (раздел IV).
Стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности (п.7).В п.9 определены основные задачи государственной политики, направленные на достижение стратегической цели.
  • формирование эффективной системы управления, предусматривающей взаимодействие и координацию деятельности органов государственной власти;
  • совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности;
  • обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий;
  • предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду;
  • восстановление нарушенных естественных экологических систем;
  • обеспечение экологически безопасного обращения с отходами;
  • сохранение природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира;
  • развитие экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
  • совершенствование системы государственного экологического мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, а также изменений климата;
  • научное и информационно-аналитическое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности;
  • формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания;
  • обеспечение эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности;
  • развитие международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Применительно к каждой задаче предусмотрены механизмы реализации государственной политики (п.п.10 - 22). Государственная политика в области экологического развития осуществляется в соответствии с планом действий по реализации рассматриваемых Основ, утвержденным Правительством РФ (п.24).
В 2011 году Центром «ЭКОТЕРРА» была проведена инвентаризация территорий, прилегающих к 32 геологоразведочным скважинам на Восточно-Уренгойском и Ново-Уренгойском лицензионных участках. Район исследования характеризуется достаточно хорошим развитием инфраструктуры: скважины находятся на расстоянии 25-55 км от г. Новый Уренгой, часть из них находится в непосредственной близости от дорог круглогодичного использования или от зимников слабым развитием инфраструктуры, с чем связаны трудности доступа к территориям скважин. Часть скважин характеризуется достаточно высокой захламленностью и нарушенностью почвенно-растительного покрова, что связано с относительно небольшими сроками со времени капитального ремонта или производства буровых работ на данных скважинах. Материалы аэрофотосъемки и космосъемки не дают объективной информации о состоянии окружающей среды и степени вмешательства в нее человека на территориях скважин и не позволяют с достаточной точностью оценить содержание нефти и нефтепродуктов в почвах. В связи с этим, было проведено наземное обследование территорий, прилегающих к геологоразведочным скважинам.

Материалы представляют документацию, подготовленную при проведении ОВОС технологических решений переработки бурового шлама в грунт для формирования почвообразующих пород, и являются частью документации, представляемой на экологическую экспертизу.

АНО «ЭКОТЕРРА» выполнила работу по заказу ОАО «Газпромнефть» «Разработка методических указаний по проектированию, обустройству и эксплуатации шламовых амбаров, пригодных для переработки буровых шламов  в почвообразующую породу». Характеристика разных типов буровых шламовых амбаров показала, что не все буровые шламовые амбары могут быть рекультивированы с использованием технологии переработки бурового шлама в грунт, выполняющий функции почвообразующей породы. Ограничениями по применения данного направления рекультивации бурового шламового амбара являются свойства бурового шлама, обусловленные присутствием токсичных компонентов, обустройство буровых шламовых амбаров, особенности гидрогеологических условий территории, на которых проектируются буровые шламовые амбары.
13–16 апреля 2012 года в Санкт-Петербурге состоялась VI Всероссийская  конференция «Экология и производство. Перспективы развития экономических  механизмов охраны окружающей среды».
Одним из лауреатов конкурса «100 лучших организаций России. Экология и  экологический менеджмент» стало ООО «Фирма «Новая экологическая компания»  (член Гильдии экологов) Генеральный директор — Пономаренко Ирина Петровна Обстоятельный доклад  сделал заместитель председателя Комитета  по природопользованию и экологии Торгово-промышленной палаты, член Комитета  РСПП по экологической, промышленной и технологической безопасности, доктор  химических наук, профессор
Александра Соловьянов. Доклад был посвящен анализу новейших тенденций в нормативно-правовом обеспечении экологических  проблем промышленных предприятий и организаций.
Соловьянов сформулировал некоторые общие тенденции государственной политики  в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности:
1. Регулярные преобразования природоохранных органов.
2. Ужесточение требований к предприятиям, оказывающим негативное воздействие  на окружающую среду.
3. Попытка достижения консенсуса между органами государственного управления  и предприятиями, оказывающими воздействие на окружающую среду.
4. Попытка децентрализации управления в области охраны окружающей среды и  обеспечения экологической безопасности.
5. Ориентация на внедрение международных (европейских) подходов к управлению  в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Соловьянов далее сформулировал основные требования, выдвигаемые к природоохранной нормативно-правовой базе предпринимателями. К числу этих требований относятся:
1. Понятные, логически и экономически обоснованные «правила игры»  (нормативно-правовая база), соответствующие социально-экономическим условиям и научно-техническому уровню развития.
2. Разумное число административных ограничений — требований к осуществлению хозяйственной деятельности.
3. Преемственность и последовательность в развитии нормативно-правовой базы.
4. Возможность конструктивного диалога с органами представительной и исполнительной власти при подготовке новых нормативно-правовых актов.
5. Возможность защиты своих интересов в суде от произвола органов государственного управления на любом уровне.
6. Низкая коррупционноемкость.
Общее состояние российской природоохранной нормативной базы, по мнению
Соловьянова, оставляет желать лучшего. Причины этого он обозначил так:
1. Изменения политического курса, неоднократные преобразования системы органов государственного управления.
2. Низкая «прозрачность» принятия управленческих решений, отсутствие конструктивного диалога с хозяйствующими субъектами.
3. Подавляющее преобладание экономических интересов при принятии управленческих решений.
4. «Вымывание» профессиональных кадров из органов государственного управления и организаций — разработчиков нормативно-правовых документов.
5. Ориентация на принятие «рамочных» законов вместо законов прямого действия.

АНО «ЭКОТЕРРА разработала типовой проект рекультивации земельных участков, нарушенных в связи с созданием шламовых амбаров, на территории деятельности ТНК-ВР в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.  Проект  разработан в соответствии с требованием законодательных актов, государственных стандартов по охране окружающей среды, нормативных документов, с учетом природных особенностей района расположения рекультивируемых земельных участков, нарушенных в связи с созданием шламовых амбаров. Проект устанавливает общий порядок выполнения работ по рекультивации земельных участков, нарушенных в связи с созданием шламовых амбаров, на территории деятельности Обществ группы ТНК-ВР в ХМАО - Югре, определяет виды и сроки производимых рекультивационных работ.

Действие настоящего проекта распространяется на природоохранное, лесохозяйственное и водохозяйственное направления рекультивации. Действие настоящего проекта распространяется на все общества группы ТНК-ВР,  осуществляющие деятельность в ХМАО-Югре.

Рекультивация осуществляется последовательным выполнением комплекса мероприятий в три этапа: подготовительный, технический и биологический с учетом местных почвенно-климатических условий, степени нарушенности территорий, ландшафтно-геохимической характеристикой территории расположения земельных участков с шламовыми амбарами, наличием разрешительной документации, характеристиками и свойствами шламов. По завершении комплекса рекультивационных работ проводится сдача рекультивированного земельного участка, нарушенного в связи с созданием шламового амбара.